Фишт 2021
Рассказ Михаила Емцева
Буду врать, если назову день рождения идеи сборов на Фиште, поэтому этой датой будет просто «Давно». Среди туристов этот район очень популярен и проходимость там, по меркам пешего туризма, просто чудовищная, особенно летом. Однако, альпинистов (настоящих альпинистов) там не так много. Основная масса туристов идет 30-й маршрут к морю, некоторые из них по пути поднимаются на Фишт по единичке (1Б с севера). Однако, на Фишт проложено множество более интересных и сложных маршрутов. На данный момент самый сложный из классифицированных 6Аз (привет Роме Брыку, который участвовал в первопроходе!).

Сам выезд был почти до самого последнего момента под вопросом, т.к. полноценный клубный выезд организовать не вышло, да и желающих было крайне мало. Тут хочется выразить огромную благодарность Саше, моей напарнице, без которой этот выезд буквально не состоялся бы.

5 сентября. Время, когда в Москве становится больше пробок, больше людей, а еще иногда бывает совсем холодно. На юге в это время пустеют пляжи, но вода еще теплая, а в горах погода еще вполне летняя. Для нас, альпинистов, она идеальна!

Утренним рейсом прилетаем в Краснодар, садимся на такси и едем закупаться продуктами в дорогу. Знаете, мне нравится юг, есть в местных людях какое-то желание разрулить любой твой вопрос, каким бы безумным он ни казался. Рюкзаки с веревками вызывают массу любопытства у окружающих, собственно, на эту тему мы и разговорились с нашим водителем. Поговорили о горах, людях, туризме и куче отвлеченных тем. Ну, слово за слово, и мы договариваемся, что нас довезут сразу до Майкопа и даже рюкзаки возьмут на хранение. Существенно меньше головной боли. Приятно.

Закупились, доезжаем до Майкопа. От ж/д вокзала уезжаем на КПП заповедника. Тут погода немного подпортила нам планы. В горах туман и морось. Сегодня куда-то идти уже бессмысленно, да и время уже не для прогулок. Решаем остановиться в гостинице, ниже КПП. С возрастом желание жить в палатке становится совсем слабым, если через дорогу у тебя есть возможность пожить под крышей, с мягкой кроватью и теплым душем. Саша назвала это «Зрелость». Спорить тут бесполезно.

6 сентября. «Ежики в тумане».

На следующий день погода не изменилась. Туман, слабая морось, видимость 50-70 метров. Отличная погода для ориентирования на плато! Собрали рюкзаки: снаряжения вышло многовато, плюс продукты. По нашим скромным подсчетам весили рюкзаки около 40 кг (Саня, специально для тебя: нет, мультиварку мы не брали!). Пожалуй, опыт переноски таких грузов я повторять не хочу. Саша тоже кстати.

Доходим до КПП, где первый раз скорректировали наши планы. Изначально мы собирались сходить несколько маршрутов из приюта Фишт, а затем обойти гору и прийти на приют Водопадистый, откуда слазить еще один маршрут. Но, сотрудники отечественной спецслужбы с названием из трех букв перекрыли маршрут подхода к последнему, а вместе с ним и часть наших планов. Хорошее начало, ничего не сказать. Благо, со стороны приюта Фишт, маршрутов интересных еще много.

По плато мы двигались также в тумане, хотя видимость уже была лучше и иногда даже проглядывало небо. Периодически я тыкал палкой в каком-то направлении, комментируя это: «а здесь вы должны были наблюдать замечательные виды на гору Оштен/плато Лагонаки» и что-то подобное. Ночевку мы устроили на приюте Инструкторская щель.

7 сентября. Утром погода была хорошая и мы стартовали на приют Фишт. Дорога несложная, погода по-осеннему прохладная, а рюкзаки как будто совсем не полегчали. Хотя, есть мы старались побольше. На подходе к приюту рассмотрели Фишт с самого удачного ракурса (перевал Армянский, кому интересно).
Пришли на приют, и послушали инструкцию, что там можно, что низзя (ну, из Высоцкого же). На все время выезда это был наш базовый лагерь. Поставили палатку, поели, помылись (душ с водой из речки, если что), начались приготовления к выходу на маршрут. Для первого раза я выбрал 2Б (по СВ гребню), которую мне охарактеризовали как «хорошую, боевую 2Б». Такие мне нравятся.

8 сентября. Вылезаю из палатки: над вершиной тучи. Нехорошо. Если ночью все затянуто – днем станет еще хуже. Но, с недавнего времени, я придерживаюсь правила подойти под маршрут в любую (ну, почти в любую) погоду, а там уже принимать решение идти/не идти.

Выходим не спеша, поглядываем на восходящее солнце. Погода не предвещает осадков, идем дальше. Четкого места, где начинается маршрут, нет. Это травянистый гребень, где даже часть маршрута проходит по траве. Ради приличия мы связываемся, начинаем подъем. С описанием маршрута (от 85-го года) было мало общего, но логика тут была довольно проста, иди там, где легче. Так гребень проходится до самого конца, сложностей никаких нет, если их не искать. В одном месте был дюльфер (на 7 метров примерно), про который вообще нигде не сказано. Рельеф хороший, напоминает скалы на ЮБК (южный берег Крыма), монолитные и с хорошими, крепкими зацепами.

Выйдя на вершину гребня, мы двинулись по простым скалам к маршруту 1Б. тут ориентиром (в хорошую погоду) служит жандарм Зуб (на Maps.me так называется, а еще я слышал название Палец), он характерной треугольной формы. Двигаясь к нему, мы попали на тропу, которая привела нас прямо под Большой Фиштинский ледник. Лед мягкий, но без кошек на него соваться не стоит. Сейчас по нему текут ручьи, он грязный от пыли, и везде разбросаны прилетевшие с гребня камни. Тут отдельно скажу, что камни там самого разного размера, от песка до «холодильников», поэтому ледник пересекать следует крайне осторожно. Собственно, пока мы шли наверх, спускающаяся с вершины группа устроила нам неслабый камнепад. Еще ледник порезан трещинами, некоторые шириной 2 и более метров. Поэтому на маршруте (даже если по 1Б только спуск) надо иметь хотя бы кошки.
Тут, кстати, вопрос возник, к классификационной комиссии: почему маршрут классифицирован как скальный, хотя проходит по леднику?

Далее нас ждал не самый приятный (в эмоциональном плане) путь по гребню, все было затянуто облаками, и если бы я не ходил там раньше, и, если бы там не было все так натоптано, я бы возможно и повернул назад. Но мы продолжили путь, и пару раз даже туман рассеивался и нам открывались (просто) виды. Уже изрядно устав, мы доходим до вершины, делаем победное фото и ложимся перевести дух. Времени много, маршрут оказался не столько сложным, сколько просто длинным. Переведя дух, начинаем спускаться. Гребень, ледник. Вниз идется намного веселее. Итак, все самое сложное позади. Убираем снаряжение в рюкзаки и идем по тропе и турам в лагерь. От вершины до лагеря примерно 3 часа, если не спешить.
«Железная» сторона вопроса (кому интересно): веревка 60 м, закладные средних размеров, 6 оттяжек, пара петель (120-150 см) для станций.

9 сентября. После такого неожиданного марафона мы решили основательно отдохнуть: выспаться, поесть, побездельничать. Правда, долго наслаждаться отдыхом нам не пришлось, надо было выйти на связь, сообщить что у нас все хорошо. Тут отдельно хочу сказать, что огромный минус этого района в полном отсутствии связи (это в нашем случае, ведь иногда без связи побыть полезно). Ее вот прям вообще нет. Вне зоны! Ближайшую связь мы пытались поймать на Белореченкском перевале, это в 1,5-2 часах ходьбы от приюта Фишт. Поймался слабый-слабый сигнал и (о, чудо!) интернет Е. сообщения пришли, только от меня ничего не отправилось. Ну хоть СМСку сумел отправить, уже радовало. А могли бы случайно подбить людей на вызов спасателей…

По связи мне передали прогноз погоды: все звучало довольно печально и, если ему верить, оставался один день на восхождение, а дальше должны были начаться дожди с грозами. Что ж, настроение рисковать как-то пропало. Решение шло очень сложно, и разбирая имеющиеся варианты все время оставался неприятный осадок, что я что-то решил не так. Из имеющихся у нас вариантов маршрутов мы выбрали 3А на Малый Фишт. Остальные варианты вызывали вопросы и сомнения, а мне хотелось немного получше сработаться с Сашей, а сложные маршруты не лучший вариант для отработки взаимодействия. Внутренний голос сказал «все верно». Сомнения отпали.

10 сентября. У нас была одна веревка, 11 закладок, 6 френдов, 2 длинные петли, а еще кучка карабинов, оттяжек и еще каких-то непонятных железок (прочитайте это тем смешным голосом) и со всем этим мы двинулись на, пожалуй, самый долгий подход под маршрут в этом районе. Больше 3 часов мы подходили под гребень Малого Фишта. Радовала тогда только погода: ясно и без единого облачка. Подошли, нацепили железок, потопали. Маршрут очень логичный. Общее направление – по гребню вверх, обходя сложные места. Полностью лезется в ботинках (если некомфортно, значит вы не туда залезли. По железу шло в дело практически все, (кроме самых мелких стопперов) шлось в одновременке, за исключением двух ключевых участков, там попеременно.
До вершины дошли, обогнав план, даже с учетом того, что на подход потребовалось больше времени, чем планировали. Погода отличная, торопиться некуда, поэтому позволили себе немного отдохнуть, посмотреть по сторонам и сделать пару фото. Спуск с маршрута возможен в две стороны. Первый – через малый ледник, второй – с перевала Фиштинский, параллельно маршруту подъема. Состояние ледника, точнее сыпухи под ним, и вытаявших лбов, вызывало у меня вопросы еще позавчера; да и нам хотелось выйти на связь на обратном пути, чтобы не бегать лишний раз завтра, поэтому мы выбрали второй вариант. Спуск по сыпухе был довольно комфортным, но сердце все равно болело за покоцаные об камни ботинки. На обратном пути забежали к домикам пастухов под Черкесским перевалом, попили воды. Сил это прибавило просто невероятно! Однако, немного расстроила новость об отсутствии на перевале нормальной связи (несколько лет назад я там даже интернет нормальный ловил), пришлось идти на вчерашнюю точку, слать СМСки оттуда. В лагерь возвращались не спеша, пришли засветло. Маршрут очень поднял боевой настрой. Тот случай, когда все проходит настолько идеально, что даже самим не верится в это.
«Железная» сторона вопроса: веревка 60 м, 8-10 оттяжек, 8-10 закладок, 5-6 френдов, 2 петли, 1 репшнур.

В описании первопроходцев привлекла внимание фраза «не рекомендуется для учебных восхождений» (как м-т 3А к.с.), лично мне показалось, что это отличный вариант 3А, в т.ч. для учебной группы. Маршрут и логичен и не сложен в техническом плане. Полностью соответствует заявленной категории.

11 сентября. Прогноз погоды сбывался и сегодня: мы весь день прятались от дождя. И отдыхали, все же это плановый день отдыха, а этим пренебрегать не стоит. Ах, да! На приюте стоят большие крытые столовые (прям со столами и лавочками), где мы, по сути, весь день и прятались, напиваясь чаем с конфетками и перекусами.
12 сентября. Пытался проверить достоверность прогноза погоды. Сегодня он уже не сбывался, хотя на маршрут выходить было бы не очень комфортно. Тут мы поняли, что сушить весла рано, надо готовиться идти завтра на дело. Выбор пал на 3А Максима Фойгеля, которую все описывали как короткую четверку (мне ж не нравится, когда очень легко), идеальный вариант, разлазиться перед чем-то более сложным.

13 сентября. Ничто не предвещало…

Настрой был хороший, легкий. Предчувствие даже отличное. В хорошем темпе мы двинулись к Малому леднику, обулись в кошки, пошли вверх. Начинаем любимую игру альпинистов «найди начало маршрута». Достаю листок с описанием: стенка не похожа. Да и ориентиров наверху не видно: затянуто облаками. Ну ладно, фото сделано в мае, снега еще много, да и 20 лет назад фотографировали. Поднялись выше, тут понимаю, что уже почти прошли ледник, а это другой маршрут начался (2А который). Что-то не то, надо вернуться. Над той стенке, что была не похожа, развеялось облако, стали видны ориентиры маршрута: балда слева и «ушастые скалы» справа. Ну, сомнений быть не может, стенка та. Только рельеф, мягко говоря, вообще не похож на тот, что в описании. Решаю, что нам лучше сразу работать в скальниках, т.к. на четверках, которые переодеты в тройки, могут быть неприятные сюрпризы…
Первая веревка лезется нормально. Примерно соответствует заявленной категории. На второй, вместо 60-градусных скал, ждало уже «нормальное» лазание. Настолько жесткого контраста с прошлой 3А я не ожидал. Третья веревка вывела нас по скально-травянистым полочкам на большую, сыпучую рыжую террасу. Далее начались сложности с ориентированием: по описанию все было значительно легче, что довольно сильно давило. Проще идти по сложному маршруту, зная, что так и надо, чем по легкому, не зная куда. Это как будто все глубже и глубже залезать в болото, из которого потом нереально будет выбраться. Я вылезаю вверх, пробую одну, затем другую линию. Заканчивается все явно не так, как задумано. Спускаюсь на станцию. Все нутро твердит мне: «надо валить!». И с такими громкими позывами бороться не было никакого желания. Непонятно, где мы на стене, небо затянуто, того и гляди, хлестанет. Потом были долгие и не самые успешные поиски адекватного маршрута спуска, которые капали на мозг еще сильнее. Пришлось принять не лучшее, в плане безопасности, но единственное возможное в данной ситуации решение: спускаться лазанием. Уж приперло, так приперло. Дошли примерно до конца 2-й веревки, там хорошая щель под якорь. Вбиваю его от всей души, организуем дюльфер. Стенка ниже совсем не располагала для спуска лазанием, уже совсем круто. Спускаюсь я, спускается Саша, продергиваем веревку. Последний участок спокойно спускаемся лазанием. Внизу обнялись, а я радовался этому спуску больше, чем если бы мы залезли этот маршрут. Гора стоит и будет стоять (хотя, в данном случае это не точно), еще будет шанс залезть на нее. Спасибо, что живы остались!

14 сентября. У нас оставался резервный день, который мы решили потратить на спуск в сторону моря. Выспались, неспеша собрались, насладились хорошей погодой и пошли вниз. Рюкзаки уже стали легче, но все равно не давали разогнаться. Дошли без происшествий.

15 сентября. Финал путешествия был близок. Выспались, поели, неспеша собрали вещи. Вторым заходом, уже в обед, нас довезли на джипе до Солохаула. Был вариант дойти пешком, но это работает только с туристами, у которых уже пустые рюкзаки к концу похода. Нам с железом выпендриваться не хотелось. Да и опять же, зрелость…

Часам к 4 вечера мы были в Дагомысе, тут горная часть нашего путешествия подошла к концу, начинается пляжно-матрасная.

Конец

P.S. Погода была так себе, но программу по купанию мы закрыли, если что.

написал Емцев Михаил

взывала к разуму и страховала Глыбина Александра

Фото А.Глыбина и М.Емцев
Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях